Дошкольные учреждения неизбежно включаются в инновационные процессы, связанные с использованием цифровых технологий. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года подчеркивается о развитии цифровых информационно-телекоммуникационных систем, позволяющих использовать новые интерфейсы (тактильные сенсоры, 3D-принтеры, встроенные интеллектуальные системы, интерфейсы "мозг – компьютер", аппаратные средства круглосуточного мониторинга важнейших физиологических параметров человека) для перехода на принципиально новый уровень интеграции сетевых технологий в повседневную жизнь, что обеспечивает компенсацию нарушений и способствует здоровому образу жизни.
Для реализации этих целей возникает необходимость применения информационно-коммуникационных технологий в практике работы специалистов, педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Дошкольные образовательные организации имеют современное цифровое оборудование: компьютеры, интерактивные доски, сенсорные столы, игровые комплексы, программно-индикаторные устройства. Данное оборудование позволяет создать цифровое развивающее образовательное пространство в дошкольной образовательной организации, отвечающее современным требованиям и позволяющее разрабатывать индивидуальную траекторию развития ребенка вне зависимости от его нарушений, способствующую потенциальным возможностям для развития и самореализации.
На основании приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 15.10.2020 № 820 "Об областных инновационных площадках" МБДОУ № 229 присвоен статус инновационной площадки для реализации проекта "Модель цифровой образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью в условиях интернальной интеграции".
Научно-методическое руководство проектом осуществляет Болдинова.О.Г., старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики ФГБОУ ВО ЮФУ (по согласованию).
Реализация инновационного проекта позволит осуществить:
- расширение научной базы для дальнейших теоретических и практических разработок в области цифровой образовательной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
- использование материалов исследования для совершенствования управленческой и образовательной системы дошкольной образовательной организации;
- развитие педагогических представлений о видовом разнообразии инновационных образовательных программ, проектов, технологий, ориентированных на всестороннее развитие личности детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях цифровой образовательной среды;
- наиболее эффективное развитие основных познавательной, речевой, эстетической, физической и социальной сфер личности ребенка;
- взаимодействие педагогов, специалистов, родителей и детей в цифровой образовательной среде.