Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Доступная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
Нормативные акты международного и федерального значения
Нормативные акты местного самоуправления
Локальные акты МБДОУ
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 229 разработан Паспорт доступности. По состоянию на 20.08.2019г. объект Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 229» частично соответствует требованиям СП 59.13330-2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Для всех категорий инвалидов объект доступен частично (не обеспечено свободное передвижение по территории и внутри зданий).
Для обеспечения на объекте соблюдения условий доступности, определенных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», необходимо проведение второго этапа адаптации объекта или включение мероприятий по адаптации в план проведения капитального ремонта в соответствии с управленческими решениями, принятыми в паспорте доступности, а именно:
- обустройство ровного нескользящего покрытия на игровых площадках перед теневыми навесами;
- обустройство ровного нескользящего покрытия путей движения по территории от входа на территорию к доступным входам в здания и пешеходных дорожек к игровым площадкам;
- обустройство входов в модульный корпус;
- обустройство навесов с водоотводами и освещение на входах в групповые;
- обеспечить освещение в коридорах внутри здания;
- предусмотреть замену дверей по путям движения внутри здания
Оборудование помещений МБДОУ № 229 и прилегающей к ней территории соответствует Паспорту доступности:
|
|
|
|
9. Обустроен плавный съезд на перепаде высоты между лестничной площадкой и коридором. СП59.13330-2012. 10. Выполнена контрастная маркировка краевых ступеней на лестницах, ведущих на второй этаж. СП59.13330-2012. 11. Установлены информационные знаки, указывающие направление движения и эвакуации и информационные тактильные таблички о назначении целевых зон. СП59.13330-2012.
|
|
12. Выполнена контрастная маркировка дверных проемов. СП59.13330-2012. |
|
13. В туалетах установлены опорные поручни около унитаза и на раковине, крючки для костылей, кнопка вызова персонала. СП59.13330-2012. |
|
В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Работники МБДОУ прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование".
Обеспечение в организации социальной сферы условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), согласно которой "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением их успешной социализации…" Актуализируются вопросы создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В МБДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК № 2 для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада.
Предметно-развивающая среда
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей.
Педагоги МБДОУ моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, релаксационное и сенсорное оборудование.
В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.
Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителя-дефектолога оборудованы техническими средствами обучения:
- интерактивные комплексы
- сурдотехническое средство для инвалидов с программным обеспечением DION VISION.
- интерактивный стол High SТ с программным обеспечением Экзамен-Медиа.
- многофункциональное рабочее место со световыми эффектами.
- Развивающая интерактивная песочница-умный стол Almaz.
- Развивающий вибромузыкальный сухой бассейн 1/4 круга с наполнением.
- робототехнические наборы
- программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями "Смарт"
Вниманию родителей!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
- Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
- Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий:
- ИКТ, метод моделирования
- социо-игровые методы и приемы
- проблемный метод обучения
- проектная деятельность
- метод моделирования
- деятельностный подход
- театрально-игровая деятельность
- здоровьесберегающие технологии
- динамические паузы
- разминка для пальцев
- упражнения для глаз
- дыхательная гимнастика
- релаксационные паузы
- психогимнастика
- музыкотерапия
- пальцевый массаж
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)