муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

города Ростова-на-Дону  "Детский сад № 229" 

Россия, 344091, г. Ростов-на-Дону, ул. 2-я Краснодарская, 82, тел.(факс)+7 (863) 266-75-47, 

e-mail: mdoy_229@mail.ru

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Доступная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Нормативные акты международного и федерального значения

Нормативные акты местного самоуправления

Локальные акты МБДОУ

В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ № 229 разработан Паспорт доступности. По состоянию на 20.08.2019г. объект Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  города Ростова-на-Дону «Детский сад № 229» частично соответствует требованиям СП 59.13330-2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Для всех категорий инвалидов объект доступен частично (не обеспечено свободное передвижение по территории и внутри зданий).

Для обеспечения на объекте соблюдения условий доступности, определенных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015г. № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», необходимо проведение второго этапа адаптации объекта или включение мероприятий по адаптации в план проведения капитального ремонта в соответствии с управленческими решениями, принятыми в паспорте доступности, а именно:

- обустройство ровного нескользящего покрытия на игровых площадках перед теневыми навесами;

- обустройство ровного нескользящего покрытия путей движения по территории от входа на территорию к доступным входам в здания и пешеходных дорожек к игровым площадкам;

- обустройство входов в модульный корпус;

- обустройство навесов с водоотводами и освещение на входах в групповые;

- обеспечить освещение в коридорах внутри здания;

- предусмотреть замену дверей по путям движения внутри здания

Оборудование помещений МБДОУ № 229 и прилегающей к ней территории соответствует Паспорту доступности:

  1. Около калитки   установлена тактильная информационная табличка, содержащая информацию о наименовании организации, контактных телефонах и графике работы, соответствует. СП59.13330-2012.
  2. На входе на территорию установлена тактильная мнемосхема с указанием основных зон, путей движения по территории и доступных входах в здания МБДОУ № 229. СП59.13330-2012.
  3. Выполнено устройство ровного нескользящего покрытия на игровых площадках (группы №3 и №8). СП59.13330-2012.
  4. Обустроены плавные съезды на пересечениях пешеходных дорожек и проезжей части. СП59.13330-2012.
  5. Установлены тактильные информационные таблички о назначении целевых зон. СП59.13330-2012.

 

  1. На главном входе в здание обустроен пандус  с уклоном до 8%. С обеих сторон пандус оборудован поручнями в двух уровнях с нетравмирующим завершением. СП59.13330-2012. ГОСТ Р 51261-99.
  2. На двери на главном входе имеется контрастная маркировка прозрачного полотна двери. СП59.13330-2012.
  3. На входах в групповые на лестницах установлены дополнительные поручни на высоте 0,5м с нетравмирующим завершением. СП59.13330-2012. ГОСТ Р 51261-99.
 
 
 

9. Обустроен плавный съезд на перепаде высоты между лестничной площадкой и коридором.  СП59.13330-2012.

10. Выполнена контрастная маркировка краевых ступеней на лестницах, ведущих на второй этаж.

СП59.13330-2012.

11. Установлены информационные знаки, указывающие направление движения и эвакуации и информационные тактильные таблички о назначении целевых зон. СП59.13330-2012.

 

 

12. Выполнена контрастная маркировка дверных проемов. СП59.13330-2012.

 

13. В туалетах установлены опорные поручни около унитаза и на раковине, крючки для костылей, кнопка вызова персонала. СП59.13330-2012.

 

В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.

В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

Работники МБДОУ прошли необходимое обучение по правилам сопровождения инвалидов в организации и курсы повышения квалификации по программе "Инклюзивное образование".

Обеспечение в организации социальной сферы условий доступности, позволяющих инвалидам получать услуги наравне с другими

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), согласно которой "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением их успешной социализации…" Актуализируются вопросы создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В МБДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК № 2 для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада.

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей.

Педагоги МБДОУ моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в ДОУ имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, релаксационное и сенсорное оборудование.

В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные трансформирующиеся границы, изменяющиеся (сжимающиеся и расширяющиеся) по объему. Созданная коррекционно-развивающая среда в МБДОУ – это комплексный, системный, вариативно меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями кабинеты педагога-психолога и учителя-дефектолога оборудованы техническими средствами обучения:

  • интерактивные комплексы
  • сурдотехническое средство для инвалидов с программным обеспечением DION VISION.
  • интерактивный стол High SТ с программным обеспечением Экзамен-Медиа.
  • многофункциональное рабочее место со световыми эффектами.
  • Развивающая интерактивная песочница-умный стол Almaz.
  • Развивающий вибромузыкальный сухой бассейн 1/4 круга с наполнением.
  • робототехнические наборы
  • программное обеспечение для работы с детьми с особыми образовательными потребностями "Смарт"

Вниманию родителей!

Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.

Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий:

  • ИКТ, метод моделирования
  • социо-игровые методы и приемы
  • проблемный метод обучения
  • проектная деятельность
  • метод моделирования
  • деятельностный подход
  • театрально-игровая деятельность
  • здоровьесберегающие технологии
  • динамические паузы
  • разминка для пальцев
  • упражнения для глаз
  • дыхательная гимнастика
  • релаксационные паузы
  • психогимнастика
  • музыкотерапия
  • пальцевый массаж

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.

Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)